Кафедра биологии
Первая помощь. Начала травматологии и десмургии (Анастасия Трапани). На этой паре разбирается, как именно должен вести себя простой человек в ситуации, когда кому-то рядом нужна неотложная медицинская помощь. Школьники узнают, как себя вести в экстренной ситуации, чтобы помочь пострадавшему и не навредить ему. Обсуждаются интересные медицинские подробности различных видов травм, кровотечений, ожогов, механика проведения сердечно-легочной реанимации, наложение различных шин при переломах и повязок при ранениях. Дисциплина включает в себя как теоретический материал, так и практическую часть.
Ликбез по ботанике: морфология растений (Мария Буланова и Ирина Бородина).
Курс предназначен для школьников любых классов (8-10), желающих восполнить пробелы в знаниях по ботанике и повторить материал, а также для тех, кто хочет впервые познакомиться с данным разделом биологии.
Целью данного курса является:
1. Изучить анатомию растений: отметить общие черты и найти отличия. 2. Проследить закономерности эволюционного развития строения органов растения. 3. Сравнить между собой представителей разных отделов. 4. Отметить отличительные признаки каждого отдела. 5. Познакомиться с различными приспособлениями растений к среде обитания, в том числе к экстремальным условиям. 6. Разобрать жизненные циклы представителей каждого отдела.
Углубленный курс по анатомии и физиологии сенсорных систем человека (Анастасия Трапани). Пять простых чувств – зрение, осязание, обоняние, слух и вкус – как же в нашем мозгу рождается понимание того, что мы вдыхаем, видим, слышим, пробуем или к чему прикасаемся? Для того, чтобы детально разобраться во всей сложности этих столь естественных для нас, и, в то же время, столь многогранных процессов, необходимо действовать постепенно. В курсе сначала разбирается анатомическое строение рецепторов, проводящих путей и тех структур мозга, которые отвечают за анализ полученных извне данных, говорится об их микроскопическом строении, затрагиваются биохимические реакции, являющиеся основой данных процессов (например то, как в глазу световой сигнал преобразуется в химический, а затем в нервный импульс), обсуждается частная физиология сенсорных систем, то есть то, каким именно образом взаимодействуют разные звенья анализатора и как функционирует орган в целом.
Курс рассчитан на школьников 9 и 10 классов.
Общая и клиническая иммунология (Александр Резвых). Жизнь нашего организма - постоянная борьба. Борьба с возбудителями болезней, раковыми клетками, внешней средой. Иммунная система отвечает за безопасность нашего организма, защищая его и предупреждая нападения. Иммунология - наука об иммунной системе, отвечающей за неизменность нашего организма и защиту его от патогенов, микробов, вирусов и многих других факторов. В рамках курса рассказывается об основных функциях и закономерностях деятельности иммунной системы человека.
Поведение животных. Этология (Александр Резвых).
В данном курсе рассказывается об основных элементах сложного поведения животных, такие как, импринтинг, выбор полового партнера, запоминание родной территории. Как ориентируются животные? Почему птицы мигрируют ночью? Зачем голубям автомобильные дороги? Через простые примеры из мира животных слушатели постепенно приближаются ся к возможности расшифровать собственное поведение, понять причины тех или иных поступков.
Анатомия и морфология высших растений (Евгений Тхор). Высшие растения являются важным элементом в ботанике. В практической деятельности человек использует этих представителей флоры в качестве пищи, жилища, источника тепла и т.д.. Поэтому для биологов очень важно знать принципы анатомии и морфологии высших растений. В своем курсе я постараюсь восполнить пробелы в школьном образовании и обогатить знаниями детей, которые придут ко мне на пару.
Водоросли (Евгений Тхор). Каждая наука начинается с каких-то основ. В ботанике эта основа – низшие растения и общее представление о процессах, которые идут в этих организмах. Конечно, за неделю будет очень сложно дать полное представление о таком колоссальном подцарстве, как водоросли, но общие моменты, например, морфология, экология, анатомия, физиология, систематика водорослей - будут рассмотрены в моем курсе.
От семени до семени (Наталья Куненкова). Цель курса: обобщить разрозненные знания о процессах размножения растений, жизненных циклах, особенностях разных отделов царства Растения. Наиболее подробно в курсе будут рассмотрены процессы полового размножения семенных растений, строение генеративных органов, формирование семени и развитие из зародыша взрослого организма.
Систематика и классификация растений (Наталья Куненкова). Цель курса: дать полную картину систематики растений, научить пользоваться определителем, оперировать понятиями, морфологическими признаками, узнавать типичных представителей флоры нашей полосы.
Микробиология (Наталья Куненкова). Цель курса: познакомить школьников с особенностями строения бактериальной клетки, различиями между клетками бактерий и эукариот. Подробно рассмотреть участие микроорганизмов в различных природных процессах, их роль в круговоротах элементов; их участие в составе и жизнедеятельности экосистем и биоценозов; паразитические и симбиотические микроорганизмы; использование микроорганизмов в деятельности человека (пища, лекарства, биотехнология и т.д.).
Генетика и генетические задачи (Наталья Куненкова). Цель курса: познакомить школьников с основами генетики, историей открытия законов и основных положений классической генетики, принципами применения их на практике и для решения генетических задач.
Основы экологии (Евгений Тхор).
Энергетика клетки (Наталья Куненкова). Цель курса: познакомить школьников с основными энергетическими процессами, протекающими в живых системах (клеточных и неклеточных). В данном курсе будут подробно изучены процессы фотосинтеза, дыхания, синтеза белка, превращений органических биомолекул.
Цитология (Наталья Куненкова). Цель курса: познакомить школьников с особенностями строения живой клетки, различиями между клетками бактерий, животных, растений и грибов. Подробно изучить строение и функции важнейших органоидов клетки, процессы деления и размножения.